Как делается патина на фасадах

Изначально производилось патинирование фасадов, для изготовления которых использовались такие натуральные материалы, как металл либо древесина. Но технологический прогресс нельзя остановить, и сегодня подобные эффекты возможно воспроизвести и на искусственно изготовленных поверхностях.

Как создаются шедевры

Патина — такое название дали природному явлению. Под его воздействием в естественных условиях происходили изменения в древесине и металле. Сначала на него обратили внимание при изучении монет, изготовленных из меди, серебра или золота.

  • Время в тандеме с окружающей средой способствовало появлению напыления на поверхности определенных предметов. Оно изменяло их первоначальный вид: менялась яркость краски, проявлялись затемнения, четко прорисовывались незначительные трещинки.
  • Стоимость предметов с таким напылением была довольно высока. Если хорошенько рассмотреть предметы, относящиеся к категории антикварных, даже невооруженным глазом можно полюбоваться природной патиной.
  • Мебель, сделанная из дорогостоящего массива, старится очень благородно, именно этим объясняется стремление ценителей искусства приобрести ее в собственность. Однако стоимость антикварных вещей настолько высока, что позволить себе их купить может далеко не каждый.
  • Для удовлетворения потребностей простых людей была разработана технология, позволяющая производить патинированные фасады, используя массив МДФ. Ее стали называть патинирование. В результате практически любой человек сегодня может приобрести мебель, имеющую признаки благородного старения, но по вполне доступной цене.

Данная методика дает возможность добиться эффекта старины практически на любой поверхности. Это может быть и ламинированный МДФ, и покрытый краской массив.

Как создаются шедевры

Виды патинирования

Современной промышленностью, производящей фасады МДФ, используется большое количество технологических решений. Самым простым считается способ, когда слой патины наносится на подготовленный фасад, для облицовки которого использована текстурная пленка под дерево.

Ему дают высохнуть и производят шлифовку, пользуясь сеточкой, используемой на кухне. Как правило, их делают или из металлической стружки или из лески. При наличии определенных навыков можно воспользоваться наждачной бумагой. Проявление эффекта старения находится в прямой зависимости от интенсивности шлифовки.

Цвет патины подбирается путем проб и ошибок. Если есть желание состарить лак, которым покрыто дерево, то лучше остановить свой выбор на патине, имеющей тон, несколько темней или светлей, чем имеющийся у фона. В качестве облицовки для них используются имитирующие дерево пленки ПВХ, с сохранением пор, присущих натуральной древесине. Для этого варианта лучше всего пользоваться глянцевыми лаками, способными не только выделить, но и подчеркнуть эффект, придавая ему глубину.

Второй способ — контрастное патинирование. Он предназначен для выделения участков сделанного фрезой рисунка. Достигается требуемый результат с помощью соответствующих патинирующих составов. Они наносятся на предварительно загрунтованную поверхность. Выполняется данная операция губкой или кисточкой.

На фасады патина обязательно накладывается тонким слоем. Ему дают возможность хорошенько просохнуть, и только после этого обрабатывают надлежащим образом. Для закрепления полученного эффекта используется матовый лак. По мнению специалистов, при использовании серебрения или золочения глянцевый лак вообще не уместен, пользоваться следует только матовым его аналогом.

Переходим к третьему способу — эффекту кракле. Профессионалы так называют технологию, с помощью которой создаются кракелюры в слое краски или лака. Французским словом кракелюр называют трещины, образующиеся в результате процесса старения ЛКМ. Происходит это по истечении определенного времени.

При эффекте кракле удается в ускоренном порядке создать кракелюры с помощью специального лака. Используется данный способ одновременно с первыми двумя, только кракелюрный лак должен наноситься в первую очередь. Как только произойдет полная его просушка, накладывают остальную патину.

Используется несколько техник, позволяющих осуществить патинирование с эффектом кракле:

  • Кракелюрный лак наносится через краскопульт. При этом происходит покрытие всей поверхности.
  • Для нанесения используется кисть или тампон. В этом случае имеется возможность наносить лак точечно, осуществляя выделение конкретных участков. Благодаря этому создаются наиболее сложные эффекты. Для получения эффекта неравномерности трещин, достаточно в углах нанести несколько дополнительных слоев.

Выбор цвета патины и декоративного эффекта

При выборе оттенка необходимо учитывать дизайнерские решения кухонного гарнитура и цвет его фасада. Первое, что предлагают практически в каждом салоне, специализирующемся на изготовлении кухонь в классическом стиле, — золотая либо серебряная патина, но можно заказать и иные оттенки. Она бывает желтой и белой, серой и черной, а также коричневой.

Выбор цвета патины и декоративного эффекта

Несколько рекомендаций:

  • Как серебристая, так и золотистая патина считаются универсальным вариантом, но все-таки самым лучшим вариантом является использование их на черной или белой кухне. Неплохо они смотрятся и на массиве светлого дерева.
  • Для белой отделки оптимальным вариантом считается темный фасад, соответственно, для светлого лучше всего брать желтую, коричневую, серую или черную.
  • Заказывая кухонный гарнитур, фасад которого будет оформлен под старину, следует уточнить у изготовителей, каким методом патинирования они пользуются. Большую натуральность дверцы приобретают в том случае, когда декоративный состав наносится в несколько приемов и неравномерно.
  • Если хочется иметь кухню, выполненную в классическом стиле и имеющую деликатный эффект проверенного годами дерева, то стоит остановить свой выбор на патине несколько светлей или темней тона фасада, покрыть поверхность глянцевым лаком. Применяется подобный способ отделки, когда на мебели имеет место сложная фрезеровка.
  • Чтобы выделить резные узоры на фасадах, можно воспользоваться контрастной патиной — под бронзу, медь, серебро, золото. На начальном этапе производят втирание состава в элементы фрезеровки. Затем накладывается тонкий слой, который необходимо равномерно распределить по поверхности дверцы.
  • Для кухонь, выполненных в стиле шебби-шик или прованс, лучше подойдут фасады, обработанные в стиле кракле. Дверцы в этом случае покрываются специальным кракелюрный лаком. После полного высыхания на нем образуются мелкие трещинки, как на старой краске. Далее производится втирание контрастной патины. На завершающем этапе наносится финишный слой лака, предназначенного для защиты.

Некоторые из применяемых сегодня технологий патинирования

Еще совсем недавно для того, чтобы искусственно состарить древесину, ее помещали в помещение с высоким уровнем влажности, продолжительное время обрабатывали различными химическими составами, терли и царапали. Сегодня в этом нет необходимости — достаточно подвергнуть массив обработке декоративной смесью, и он буквально на глазах состарится лет на сто.

Использование акриловых красок для старения

Сделать из новенького книжного шкафа предмет антиквариата можно, используя акриловые растворы. Их состав универсален, что позволяет пользоваться ими и для старения ламината и гипса, металла и древесины.  Отличительной чертой акриловой краски является огромное количество оттенков.

При наличии надлежащего колера можно нанести на рельефные детали цвета, которые ассоциируются с дыханием времени — голубой, зеленый, бежевый и серый. Комбинируя один и тот же тон покрытия, можно составлять удачные сочетания оттенков. Так, если взять белую базу и добавить в нее немного серого, то получится имитация выцветания.

Использование оттеночной морилки

Многим приходилось пользоваться морилкой при работе с натуральным деревом. Этот способ обработки всегда был самым простым и недорогим. Но для нее имеется два ограничения:

  • Оттеночный состав нельзя сочетать с серебрением и позолотой.
  • Раствор не совместим с плитами, имеющими древесную основу. Речь идет о ДСП, МДФ и тому подобным.

Декорирование производится очень просто. На начальном этапе осуществляют брашировку дерева, то есть с помощью металлической щетки производят удаление мягких волокон. После того, как получится рельефная поверхность, на нее наносится морилка выбранного оттенка.

После того, как поверхность полностью просохнет, она вновь покрывается морилкой с несколько измененным составом, например, добавляя в него уайт-спирит. Для закрепления полученного результата используют шеллак или воск.